Кто вы? Рационал или Иррационал?
Иррациональность
Итак. Вас интересует, чем отличается Рациональный от Иррационального? Это очень просто. Что делать? Идите в гости. Лучше в выходной. Желательно с утра. И, самое главное, без предварительного телефонного звонка. Пришли? Звоните. Что Вам говорят? Сейчас халатик наброшу? А Вы слышите, что одной рукой набрасывается халатик, другой дается кому-то подзатыльник и что-то спешно распинывается ногами по углам? Добро пожаловать в гости к иррациональному! Да, ботиночки можно вот сюда, в уголочек, только сами запоминайте, куда их ставите, иначе, если собака не съест или дети с балкона не сбросят — сами уйдут. Уйдут — уйдут, у нас тут, знаете, все как-то ходит. Петелечки нет на Вашем пальто? Мелочи, мы уже забыли, как они выглядят. Вот сюда, пожалуйста... Да, вот так и живем... Ну, что ж, ремонт, конечно, собираемся, да вот не решили, когда начать, то ли на той неделе, то ли года через полтора. Хозяин? Обещал быть вчера, ждем послезавтра. Да все хорошо. Телевизор вот купили. Да, дорогой. Ну, где-то подзаняли, что-то подпродали. Хороший. Дети, правда, без нас его настроить решили. Не получилось у ребятишек. Да, не показывает, к сожалению. Вот, думаем, может, новый купим. Этот? Детям же надо с чем-то играть. Технику, да, очень любят. Чайку? У нас, правда, чашечки разные и сахара нет, но чаек хороший, индийский. Знали бы, что в гости зайдете, подготовились бы. Неудобно как-то. Мы, вообще-то, планировали сегодня в деревню, да, знаете, к старикам, к природе, да вот не сложилось. Да что-то настроение не то, решили дома, семьей. Вот Вы пришли, тоже радостно. А как у Вас? Все хорошо? А мы тут решили спортом заняться, как в телевизоре «Мама, папа, я — спортивная семья». Да, даже уголок купили спортивный. Что-то в нем не то, правда, было, бракованный, наверное, младшенький как полез, так и упал. Да, вывих. Так предупреждала же я их, спорт, он еще никого до добра не доводил! Что, уже уходите? Что ж так скоро? Три часа уже прошло? Надо же, а я на рынок собиралась, ну ничего, завтра схожу. Да. Вы заходите почаще, мы тут по-простому, посидим, поговорим, заходите. И выходишь на улицу, и голова как-то сама собой гордо поднимается и думаешь: «Черт возьми, хорошо-то как! Не один я такой!».
Рациональность
Иногда, он, рациональный, конечно, позволял поспать себе подольше. Минут на семь. Но вставал виноватый и день летел к черту. Кофе каждый день ни к чему, потому что, во-первых, можно привыкнуть, а во вторых, надолго не хватит. А тратить деньги он не любил. Вернее, любил, но не просто так. Двадцать три с половиной минуты уделив утренней гимнастике, он с удовольствием ушел в душ, не включая света. Зачем? Себя он видел уже неоднократно, а что где лежит — голова еще не вспомнила, а руки уже взяли. Да и опять же экономия. И не жадный он вовсе. Просто ни к чему пользоваться чем-то, без чего можно обойтись. Кажется, день обещал быть удачным. Даже автобус подошел вовремя, сэкономив минут двадцать времени. Куда же его теперь деть? Смотреть на витрины он не любил и газета на ходу не читалась. Взгрустнулось. До утреннего чая оставалось сорок две минуты, но почему-то уже хотелось есть. Подумав о том, что эти минуты будут трудными, он приступил к работе. Больше всего он не любил, когда его отвлекают. Тогда разбегались все мысли и собрать их опять было сложнее, чем придумать новые. Но были священные минуты перерыва на обед и окончания трудового дня. Аккуратно сложив чистые листочки к чистым листочкам, наполовину исписанные листочки к наполовину исписанным, сломанные карандаши в красную коробочку в правом верхнем углу стола, очинённые в стаканчик, линейку в средний ящик, скрепочки к скрепочкам, кнопочки к кнопочкам, папочки к папочкам, точилку для карандашей сначала в пластмассовый футлярчик, а потом рядом с красной коробочкой в правом верхнем углу стола, ластик рядом с линейкой в средний ящик, ручки уложив в последовательности красная, черная, синяя, зеленая — в кожаный футлярчик и рядом с точилкой для карандашей, которая лежала рядом с коробочкой красной в правом верхнем углу стола, закрыл сначала верхний ящик, затем средний, затем нижний, встал, придвинул стул к столу, выключил лишние электроприборы, поправил галстук, пригладил волосы, смахнул пыль с начищенных туфель и вышел к чаю. День обещал быть радостным.
Комментарий: Для большей показательность автор несколько утрирует примеры и приводит крайнюю степень проявленности признака. Истина, как обычно, где-то посередине. Юнг писал, что рациональное есть соотносящееся с разумом, порожденное разумом, а иррациональное - соотносящее с непосредственным восприятием. Рационалов иногда называют решающими, а иррационалов - воспринимающими. Мы можем сказать, что рационалы живут, исходя из принятых решений, а иррационалы, исходя из того, как складывается ситуация, которую они, собственно, и воспринимают. Жить и принимать решения по ситуации характерно для иррационалов. Рационалы же, напротив, стремятся воздействовать на складывающиеся обстоятельства для того, чтобы трансформировать их в соответствии с принятым решением, т.е. поступать так, как решили, несмотря на ситуацию. Решение рационалов обычно формулируется как план действий или система правил, которым они стараются следовать в любой ситуации. Они стараются продумать заранее, что, как и когда они будут делать. Наличие плана привносит в жизнь рационала стабильность, ощущение опоры и спокойствие. Срыв плана переживается крайне болезненно и всегда требует составление нового плана. Планы рационалов разных типов могут отличаться своей детализацией, временным охватом и т.п., но они всегда являются определяющими жизнь рационала. Иррационалы тоже что-то планируют. Но их план скорее предположение или пожелание того, что может произойти. А может и не произойти. Ситуация складывается по-разному, новые обстоятельства приносят новые возможности и ощущения, под влиянием которых план иррационала может претерпеть существенные изменения. Поэтому иррационал старается не строить глобальных планов, чтобы иметь возможность оперативно что-то решить "по ситуации". Наличие жесткого плана иррационала скорее сковывает, напрягает, обязывает. Если план - это список рабочих дел на сегодня, то иррационал стремится поскорее эти дела сделать, чтобы вздохнуть свободно и наконец-то начать жить. Соответственно, к срывам планов иррационал относится довольно спокойно, потому что не план, а свободное течение событий определяет его жизнь.
Кто Вы? Сенсорик или Интуит?
Интуиция
Интуиция, в противоположность сенсорике — способность не столько игнорировать, сколько не замечать чего-то сиюминутного, объективно-реального. И если вы внимательно посмотрите вокруг — увидите нескольких, обычно худых и длинных, смотрящих как бы свысока, да и не на все вовсе, а как бы сквозь, и только они знают, куда они смотрят и что там видят. Интуитивы обладают удивительной способностью смотреть не видя и видеть не смотря. Когда Интуитив идет по улице, он может смотреть и не видеть знакомых, машин, светофоров. Но он видит нечто, что было в прошлом или предстоит в будущем. И бесполезно спрашивать «Почему?». Не всякий Интуитив может или захочет говорить почему. В лучшем случае дождетесь: «Потому что» или «Сердце так вещует», так как им самим часто непонятен этот процесс. Больший объем информации у Интуитива обрабатывается подсознательно, сразу выдавая конечный результат. И один из них лучше ориентируется в потоке времени, чувствуя его, умея предвидеть прошлое, учитывает ошибки, избегая опасность; умея предвидеть изменения ситуации в будущем.
И есть другие, интуиция которых касается возможностей. Возможностей и способностей людей, идей об устройстве объективного мира, умения быстро уловить суть дела. Это перспективы, выдвижение гипотез, теория, проницательность, необычность, оригинальность, альтернатива, парадокс, сенсация. Как правило, это личности, которые особого трепета перед авторитетами не испытывают, им свойственно некоторое интеллектуальное высокомерие. Они обычно не заботятся о хлебе насущном, что «помогает» им держать форму. Холодноватый взгляд «отрезвляет» особо активных и ставит на свое место особо ретивых. «Быть радикальным — это значит понять вещь в ее корне» — говорил К. Маркс, ставя на первое место отношение к объективному миру. Интуитивы, для которых более значим субъект, человек, обычно соглашается с призывом Сократа: «Познай самого себя». Не отношение человека к другим людям, а именно отношение к самому себе чаще становится темой его размышлений. Считает, что человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит. Дорогие интуитивы! Ваша сильная черта — умение понять суть вещей, выдвинуть или поддержать перспективную идею, способность увидеть возможные неудачи. Не суетитесь — это вам не идет. Не пытайтесь все планировать — у вас это не получится. Живите неторопливо и будьте уверены — если вы есть, значит, это кому-нибудь нужно.
Сенсорика
Если интуиция — воздух, то сенсорика — земля. Земля. Чувствуете? Что-то прочное, стойкое, живучее, плодородное, уверенное и красивое. Жизнь — это то, что лежит передо мной. Я вижу дождь — и в каждой капле — жизнь. И как капля, падая на землю, перестает быть каплей, так и каждая секунда моей жизни, уходит навсегда. И я не знаю, откуда они берутся и куда идут. Потом, я не знаю, откуда мы пришли и что будет дальше, но пока светит солнце и капля еще не упала на землю — я живу. Пронзительное ощущение сиюминутного момента не дает сенсорикам взлететь, «прижимает» их к земле. Может быть поэтому они обычно округлые (если не сказать кругленькие). Великолепно разбираются в том, что вкусно, а что нет, что, после чего и в каком месте болит и как это вылечить, что красиво, что не красиво, что такое любовь и как это выглядит на практике.
Но, как это ни странно, сенсорики тоже бывают разные. Одни ориентированы на свои внутренние ощущения комфорта или дискомфорта, отдыха или усталости, здоровья или болезни, наслаждения или страдания. Для других более значимы цель, инициатива, настойчивость, требовательность, твердость, защита, оборона, обладание, агрессия, атака.
«Мне приходилось принимать плохие решения, но хорошее вот: если уж хотите поймать летящую пулю зубами, так хватайте ее изо всех сил. Играйте по-крупному» (Ричард Никсон). Сенсорики, ориентированные в большей степени на объективный мир — это стоики. Благородная простота жизни и спокойное принятие ее, долг перед близкими, мужество и честность. Они великолепно ориентируются в своих и чужих физических потребностях, знают о своих физических достоинствах и пользуются ими. Сенсорный элегантен для того, чтобы его заметили. О своем влечении он легко признается не только себе. Влечение — обыкновенное понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Помните, у Ахматовой: «Благослови же небеса — ты первый раз одна с любимым». Сенсорики, которые в большей степени ориентированы на свои внутренние ощущения, считают, что уверенность в завтрашнем дне — иллюзия и, поэтому, не стоит откладывать жизнь на завтра. Радость и счастье для себя и своих близких сегодня, сейчас — вот предмет его забот.
Стрелам, что мечет смерть, нам не найти щита —
И с нищим, и с царем она равно крута.
Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслажденья.
Все прочее, поверь, одна лишь суета.
Сенсорики этого направления не вступают в борьбу за лидерство, за лучшее место под солнцем. Но на своей территории, за свое — борется, не уступая. Помните? «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Среди них много художников и политиков. Айвазовский, который писал свои пейзажи в голой комнате с темно-красными стенами, с окнами, выходящими на противоположную от моря сторону, способен был не только уловить ощущение, комфортность, среду, но запомнить и передать их настолько целостно, как может только человек, честный прежде всего перед самим собой. Да. Жизнь довольно зримая и реальная штука. На нее иногда стоит обращать внимание. Сенсорик, помни! Ты в ответе за свою жизнь, и за жизнь хотя бы одного интуитива.
Комментарий: Мы можем сказать, что интуиты живут во времени, в потоке событий, изменений, тенденций, явлений и возможностей, которые несут в себе эти события. Однако, прогнозы и возможности - это то, что потенциально может произойти, но в реальности пока не представлено. Это абстракции. Оперирование обобщенными, целостными категориями наделяет интуита абстрактным мышлением. Склонность конкретные примеры сводить к абстрактным рассуждениям, способность понимать многие вещи глобально, но испытывать сложность с реальными ощутимыми иллюстрациями характерна для интуитов. Компетентность во времени делает для интуитов принципиальными вопросы своевременности каких-либо действий. Интуит обычно чувствует, что настал момент (либо еще рано) что-то предпринимать, потому что завтра предвидятся новые события, которые помешают (либо помогут) сделать что-то максимально эффективно.
Сенсорики живут в пространстве, которое заполнено реальными предметами, поделено на территории (зоны влияния), наполнено запахами и несет массу ощущений. Все это - конкретная ощущаемая реальность, с которой в первую очередь имеет дело сенсорик и которая определяет зону его компетентности. Мышление у сенсорика конкретное, есть склонность абстрактные понятия переводить на конкретные примеры, потому что ему так проще понять и объяснить. Для сенсорика принципиальны все пространственные вопросы. Кто на чьей территории находится, кто хозяин, а кто гость, чем тут пахнет и почему так холодно. Сенсорик будет настаивать на своей компетентности в этих вопросах и будет прав.
Кто вы? Логик или Этик?Этика
Сказать о том, что этик прекрасно разбирается в отношениях между людьми — значит ничего не сказать об этике. Он не просто разбирается. Он великолепно чувствует отношение других к себе, отношения людей между собой. Собственно, он не просто смотрит и изучает, он активно их моделирует. Было бы неверно предположить, что этики безусловно и всегда вежливы и приятны в общении. Да, конечно, но только тогда, когда им это нужно. В общем-то, они довольно легко ссорятся, мирятся, легко говорят о своих отношениях, чувствах другим. Установление психологической дистанции, любовь, дружба, симпатия, теплота, общительность и в то же время холодность, отчужденность, зло, безжалостность. Они просто воспринимают мир через отношения или чувство, эмоцию. Как и отношения между людьми, так и эмоции людей представляют для них ценность, будь они положительными или отрицательными. Если попытаться сравнить людей, то они как небесные тела: есть источники света и есть отражатели, те, которые сами не светят, но передают свет других. Этики — это своего рода светила, генераторы отношений, эмоций, которые распространяются всем и многие с благодарностью их принимают, впитывают и шлют дальше, отразив в них частичку своего тепла и своей души. И это могут быть эмоции радости или печали, воодушевления и депрессии, оптимизма, счастья, смеха и плача, пессимизма, недовольства. И все-таки...
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита.
Логика
Если представить, что логик начал писать стихи, то думаю, что получится что-то типа: «Перфолентой течет жизнь и глобальна моя печаль». А, может быть, вот так:
Я люблю тебя, вечность,
Единица плюс бесконечность.
И терзаюсь, как корень из тридцати девяти,
Не могу пройти
Мимо твоего дома,
Невозмутимо,
Как бином Ньютона.
У меня логики почему-то ассоциируются с. калькулятором: два пишем, три в уме. Некоторые из них живут в системе строгой иерархии и если в ней нет места факту — тем хуже факту. Да и занимаются они чем-нибудь таким: функционирование, организация, показатели, отчетность, выбор лучшего варианта из нескольких уже имеющихся. Основа жизни — формально-логические соотношения, организация, официальные отношения людей, аппарат. Вот они все знают. Что, почему, как, зачем, каким образом, и что из этого получится. Великолепно ориентируются в фактах, событиях, их причинно-следственной связи, легко отделяют главное от второстепенного. Оценивая людей, они руководствуются принципами «разумно-неразумно», «деловой-неделовой», достаточно ли логично действует человек, решая собственные проблемы. Если логику доведется побеседовать с кем-нибудь, то в отличие от этика, который будет уговаривать или ругаться, логик будет спокойно, оперируя фактами и цифрами, доказывать целесообразность или нецелесообразность того или иного поступка. Вот о чувствах не говорят. То ли стесняются, то ли не знают, что это такое, ведь «голосом разума» их не проверить. И все-таки, с ними лучше, чем без них.
Комментарий: К этому описанию мало можно добавить. Разве что подчеркнуть, что для этиков основными носителями информации являются люди, их переживания, интонации, настроение. Для этика принципиальное значение имеет тон высказывания, а потом уже его содержание. Да и сами этики, говоря что-то, особое внимание уделяют интонационной окраске свои слов, вкладывая в это дополнительные смыслы. С неодушевленными предметами этики часто общаются так, как будто они живые, со своими чувствами и отношениями. Для логика же мерилом всего являются объективные факты. Логики и человеческие переживания стремятся систематизировать, обосновать или опровергнуть. Свои собственные чувства логикам не всегда понятны до конца, а эмоциональная реакция других людей на слова и поступки логиков часто бывает для них неожиданной.
Кто вы? Экстраверт или Интроверт?Экстраверсия - интроверсия
Помните знаменитое Ленинское «От живого созерцания — к абстрактному мышлению и от него к практике»? Так внутренне работает экстраверт. То есть то, что происходит вокруг меня — это и есть объективная реальность, а я — лишь ее часть, частичка, и жизнь моя всецело зависит от того, что происходит вокруг. Может быть, именно поэтому для экстравертов бытие определяет сознание, а не наоборот. Экстраверт не то чтобы нивелирует собственную личность, просто он смотрит на нее как бы через призму вечной объективности. Да вспомните древних: Я — песчинка, ты — песчинка, и наша Земля — песчинка мироздания, летящая неведомо куда, существует только Космос, Мир, Природа, Бог и мы зависим от них и т. д. И совершенно иной взгляд: это Я — Космос, это Я — Галактика, и нет ничего более объективного, чем то, что происходит со мной, ведь я это вижу, слышу, ощущаю, это со мной всегда, а этот призрачный мир. Ну кто докажет, что когда я закрываю глаза, он не рушится, не исчезает, а может быть это только мое воображение, моя фантазия. Экстраверт необходимый стимул для внутренней работы получает извне, перерабатывает его внутри и выдает опять во внешнюю среду, как бы находя подтверждение или опровержение своей внутренней работе. То есть объективная реальность является первичной, а свое внутреннее как бы потом. А подчас даже игнорируется. Экстраверты обычно болеют мало, но сильно, так как до тех пор, пока можешь ходить это как бы и не болезнь. И знаменитое «общественное выше личного» — тоже о них. Жертвовать собой и в прямом и в переносном смысле, отдавать себя чему угодно, но не себе — это экстраверт.
Интроверт как-то больше доверяет своему внутреннему. «Душа, душа, чего ты хочешь?» Здесь более ценятся свои мысли, чувства, желания. Очень по-разному экстраверт и интроверт общаются с людьми. Для экстраверта люди — объекты. И если объект в чем-то не подходит, он достаточно легко заменяется другим. То есть значимость отношений между объектами для экстраверта невелика. «Подумаешь, ушла, да я себе в десять раз лучше найду» — скажет экстраверт и найдет. Для интроверта же главное — отношение. Ему довольно сложно их налаживать, и, наверное, поэтому он так бережлив. Он всегда пытается что-то исправить и восстановить. Мир интроверта держится на отношении.
Комментарий: В основе этих признаков лежит установка на восприятие информации: объектная и субъектная. У экстравертов - я один из объектов этого мира, у интровертов - я субъект, вокруг которого строится мир. Довольно часто эти признаки путают с такими качествами, как общительность - необщительность. Однако общительность по сути - это контактность, способность легко и быстро сходиться с людьми. Эти качества в большей степени определяются признаками логика - этика. В среднем этики более общительны, чем логики. Необщительный экстраверт склонен наблюдать за миром со стороны, подмечая все происходящее, но не вступая в контакт с людьми. Общительный интроверт может интенсивно контактировать с людьми либо потому, что эти люди включены в его субъектный мир, либо потому, что ему требуется информация, имеющая непосредственное отношение к его субъектному миру.
Таблица признаков типов
Признаки типа
|
Псевдоним
| |||
Рациональный | логико- | интуитивный | экстраверт | Джек Лондон |
интроверт | Робеспьер | |||
сенсорный | экстраверт | Штирлиц | ||
интроверт | Максим Горький | |||
этико- | интуитивный | экстраверт | Гамлет | |
интроверт | Достоевский | |||
сенсорный | экстраверт | Гюго | ||
интроверт | Драйзер | |||
Иррациональный | интуитивно- | логический | экстраверт | Дон Кихот |
интроверт | Бальзак | |||
этический | экстраверт | Гексли | ||
интроверт | Есенин | |||
сенсорно- | логический | экстраверт | Жуков | |
интроверт | Габен | |||
этический | экстраверт | Наполеон | ||
интроверт | Дюма |