.

Система диагностики в автомобилях фирмы «Toyota» / «Тойота»

В автомобилях фирмы «Toyota» / «Тойота» есть диагностические разъемы, которые называются DLC 1 и DLC 2 (Data Link Connector) и DLC 3, который представляет информацию в стандарте OBD-II, но о нем в конце этой главы. DLC 1 обычно представляет собой пластмассовую прямоугольную коробочку, расположенную обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано «diagnostic». На этот разъем выводятся наиболее значимые сигналы и напряжения от электронных блоков управления (компьютеров) различных систем (двигатель, автоматическая коробка передач, система ABS и т. д.) для быстрого подключения диагностирующих приборов. На этот же разъем выводится провод от компьютера, заземлив который на корпус можно включить режим самодиагностики. Данные этой самодиагностики, например для двигателя, выводятся через лампочку «check» на щитке приборов. Но на некоторых машинах вместо лампочки «check» есть лампочка с изображением двигателя, это одно и то же. Имейте в виду, что в некоторых моделях дизельных машин для самодиагностики используется лампочка контроля накала свечей с изображением спирали или желтая лампочка аварии турбонаддува. Неисправности автоматической трансмиссии в режиме самодиагностики обычно выводятся через лампочку «O/D» (но это может быть и лампочка «power» или «A/T check»), а неисправности систем ABS, TRC, SRS через соответствующие контрольные лампочки.

Разъем DLC 2 находится под нижней частью панели с водительской стороны. Он имеет другую конфигурацию (его корпус круглый), поскольку предназначен в основном для подключения специального диагностического оборудования, но имеет те же выводы, что и DLC 1. Этот разъем, хотя и расположенный неудобно, позволяет диагностировать машину на ходу.

На старых моделях для диагностики имеется несколько круглых разъемов желтого цвета в моторном отсеке ближе к аккумуляторной батарее, которые идентичны разъему DLC 1 (с надписью «diagnostic»). Разъема DLC 2 в этом случае нет.

Для самодиагностики своих автомобилей фирма «Toyota» использует два типа кодов. Первый – тип 09. Это двухзначный код со следующими параметрами: ширина импульса – 0,5 с; пауза между импульсами – 0,5 с; пауза между десятками и единицами – 1,5 с; пауза между кодами – 2,5 с; пауза между сериями кодов – 4,5 с. Второй тип кода, используемый фирмой «Toyota», – тип 10. Это однозначный код, где количество импульсов равно коду неисправности. Его параметры следующие: ширина импульса – 0,5 с; пауза между импульсами – 0,5 с; пауза между кодами – 2,5 с; пауза между сериями кодов – 4,5 с.

Для того чтобы диагностировать двигатель или автоматическую коробку передач, надо сделать следующее. Откройте капот автомобиля и, найдя пластиковую коробочку с надписью «diagnostic», откройте ее крышку. С обратной стороны этой крышечки вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы ТЕ1 и Е1. После этого садитесь за руль и, включив зажигание и выключив кондиционер и печку, следите за лампочками на щитке приборов. После включения зажигания лампочки «check» и «O/D» начнут моргать (не у всех моделей). Если лампочки непрерывно и часто моргают (вспышка – 0,5 с, пауза – 0,5 с) более 11 раз, то это означает, что в вашей машине используется двухзначный код тип 09 и в памяти компьютера никаких неисправностей не зафиксировано. Если лампочка «check» моргает непрерывно с интервалом 4,5 с, значит, в автомобиле используется код тип 10, и в памяти компьютера также не зафиксировано никаких неисправностей. Если лампочка моргает так: вспышка – пауза – вспышка – длинная пауза – вспышка, – значит, у вас в памяти код 21 (двухзначный); если так: вспышка – длинная пауза – вспышка – пауза – вспышка, – то код 12 и так далее.

Если вы не уверены, что правильно определили контакты, которые следует перемкнуть, то можно посоветовать следующее. Вывод на фишке диагностики Е1 – это корпус. Если взять «контрольку» с маломощной лампочкой, один провод подсоединить к корпусу автомобиля, а щупом касаться всех выводов подряд в разъеме диагностики, то, когда при включенном зажигании вы попадете на ТЕ1, лампочка «check» сначала погаснет, а потом начнет моргать. Таким образом, можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку «check», не рискуя при этом что-нибудь сжечь, так как используется «контролька», а для срабатывания системы самодиагностики достаточно даже маломощной лампочки, например от подсветки панели приборов.

Таблица двухзначных кодов двигателей и автоматических коробок передач автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

Код – Неисправность.

11 – Нет питания на блок EFI.

12 – Нет сигнала от датчика оборотов коленчатого вала двигателя.

13 – Нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин или нет сигнала от датчика оборотов вала ТНВД (у дизельных двигателей).

14 – Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания или от «минуса» катушки № 1 (если их две), у дизельного двигателя неисправен клапан опережения впрыска топлива.

15 – Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания № 2.

16 – Нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем.

17 – Неправильный сигнал от датчика положения распредвала № 1.

18 – Неправильный сигнал от датчика положения распредвала № 2.

21 – Неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода.

22 – Неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW).

23 – Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA).

24 – Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA).

25 – Слишком бедная смесь (по данным датчика кислорода).

26 – Слишком богатая смесь (по данным датчика кислорода).

27 – Неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей).

28 – Неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода).

29 – Неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей).

31 – Неправильный сигнал от «считалки» количества всасываемого воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор).

32 – Неправильный сигнал от «считалки» количества всасываемого воздуха или компенсирующего резистора у ТНВД с электронным управлением.

34 – Неисправен наддув.

35 – Неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор).

38 – Недостаточный сигнал с датчика температуры «Dexron» в автоматической коробке передач.

39 – Неисправен датчик температуры топлива или его цепи.

41 – Неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS).

42 – Неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра).

43 – Нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем.

46 – Неисправен соленоидный клапан № 4 или его цепи в автоматической коробке передач.

47 – Неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи.

48 – Неисправна система управления подачей дополнительного воздуха.

51 – Нет сигнала холостого хода от TPS.

52 – Неправильный сигнал от шок-сенсора (если их два, то от левого или от переднего).

53 – Проблемы в цепях управления шок-сенсорами (опережение зажигания).

55 – Неправильный сигнал от шок-сенсора (если их два, то от правого или от заднего).

61 – Неисправен главный датчик скорости или его цепи.

62 – Неисправен соленоидный клапан № 1 или его цепи в автоматической коробке передач.

63 – Неисправен соленоидный клапан № 2 или его цепи в автоматической коробке передач.

64 – Неисправен соленоидный клапан № 3 или его цепи в автоматической коробке передач.

65 – Неисправен соленоидный клапан № 4 или его цепи в автоматической коробке передач.

67 – Неисправен датчик включения O/D или его цепи.

71 – Неисправна система управления EGR.

72 – Неисправен соленоид отсечки топлива.

77 – Неисправен соленоид управления давлением или его цепи в автоматической коробке передач.

78 – Нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи.

81 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1.

82 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1.

84 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2.

85 – Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3.

86 – Неисправен датчик оборотов двигателя.

88 – Неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач.

89 – Нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC.

99 – Кодов неисправностей нет.


Таблица однозначных кодов бензиновых двигателей автомобилей фирмы «Toyota» (тип 10)

Код – Неисправность.

1 – Норма.

2 – Неправильный сигнал датчика потока всасываемого воздуха или, если его нет, датчика давления во впускном коллекторе.

3 – Неправильный сигнал от коммутатора.

4 – Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.

5 – Неправильный сигнал датчика кислорода или неисправен компенсирующий резистор на корпусе ТНВД.

6 – Неправильный сигнал датчика числа оборотов двигателя (датчик оборотов вала ТНВД).

7 – Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки.

8 – Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха.

9 – Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля.

10 – Нет сигнала включения стартера.

11 – Неисправность переключателя нейтрального положения в автомате.

12 – Нарушена синхронизация между датчиками оборотов.

13 – Оборвана цепь клапана опережения впрыска ТНВД с электронным управлением.

Для того чтобы стереть память компьютера, согласно инструкциям к некоторым автомобилям, необходимо вынуть предохранитель «haz-horn» (через первый предохранитель питаются «аварийка» и звуковой сигнал), по другим – «stop» (через него питаются сигналы «стоп»), по третьим – EFI. Но можно на 30 секунд снять минусовую клемму аккумулятора, и тогда точно все сотрется. К сожалению, при этом сотрется и память в приемнике, часах, климатической установке. Кроме того, если автомобиль моложе 1998 г., отсоединение минусовой клеммы с аккумулятора может на несколько дней вызвать проблемы в работе его систем. Это случается с очень «умными» автомобилями, способными самоподстраиваться под определенную манеру вождения. Поэтому попробуйте сначала все-таки вынуть перечисленные предохранители и проверить, очищена ли память.

Порядок диагностики систем ABS и TRC

1. Включите зажигание, но двигатель не запускайте. Выключите все блокировки дифференциалов, если они есть.

2. Откройте крышечку разъема диагностики DLC 1 (под капотом автомобиля) и выньте из него короткую штатную перемычку. У некоторых моделей, например MR-2, перемычки в DLC 1 нет. В этом случае следует разомкнуть висящий на проводе разъем возле мотора (блока клапанов) ABS.

3. Поставьте в DLC 1 между выводами ТС и Е1 проволочную перемычку.

4. По мигающей лампочке «ABS» прочтите коды неисправностей.

5. Очистите память компьютера. Для этого при включенном зажигании и выключенных блокировках дифференциалов (если они есть) надо быстро нажать на педаль тормоза 8 раз или более в течение 3 секунд. Когда память очистится, лампочка начнет мигать равномерно с интервалом 0,5 секунды.

6. Уберите проволочную перемычку с DLC 1 и установите на место штатную короткую перемычку (или восстановите ранее разомкнутый разъем возле мотора (блока клапанов) ABS.


Таблица двухзначных кодов системы ABS и TRC автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)

Код – Неисправность.

11 – Обрыв в цепи реле соленоида.

12 – Короткое замыкание в цепи реле соленоида.

13 – Обрыв в цепи реле управления электромотором насоса.

14 – Короткое замыкание в цепи реле управления электромотором насоса.

15 – Обрыв или замыкание в цепи управления соленоидом TRC (TRAC).

16 – Замыкание в цепи питания реле соленоида.

17 – Обрыв или замыкание в цепи реле мотора TRC (TRAC).

18 – Замыкание в цепи питания мотора TRC (TRAC).

21 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого переднего колеса (цепь SFR).

22 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого переднего колеса (цепь SFL).

23 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого заднего колеса (цепь SRR).

24 – Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого заднего колеса (цепь SRL).

25 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SMC).

26 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SАC).

27 – Обрыв или замыкание в цепях управления соленоида TRC (цепь SRC).

31 – Неправильный сигнал от датчика оборотов правого переднего колеса.

32 – Неправильный сигнал от датчика оборотов левого переднего колеса.

33 – Неправильный сигнал от датчика оборотов правого заднего колеса.

34 – Неправильный сигнал от датчика оборотов левого заднего колеса.

35 – Обрыв цепи левого переднего или правого заднего датчика оборотов.

36 – Обрыв цепи правого переднего или левого заднего датчика оборотов.

37 – Неисправны роторы датчиков оборотов задних колес.

41 – Напряжение питания меньше 9,5 В или больше 16,2 В.

43 – Неисправен датчик замедления.

44 – Обрыв или замыкание в цепях датчика замедления или в цепях включения нейтральной передачи.

45 – Обрыв в TPS или в его цепях.

46 – Короткое замыкание в TPS или в его цепях.

47 – Неисправен TPS заслонки TRC (TRAC) или его цепи.

48 – Обрыв или замыкание в цепях датчика блокировки межосевого дифференциала или короткое замыкание в цепи датчика TPS системы TRC.

49 – Нет связи между блоком управления двигателем и блоком системы TRC (TRAC).

51 – Электромотор насоса заклинен или обрыв в его цепи.

53 – Нет управления мотором насоса.

54 – Нет управления мотором насоса.

55 – Низкий уровень тормозной жидкости или неисправны цепи датчика этого уровня.

56 – Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика давления.

57 – Неисправен датчик давления.

58 – Обрыв в цепи электромотора насоса TRC (TRAC).

61 – Нет питания блока управления системой TRC (TRAC).

62 – Нет сигнала от одного из датчиков оборотов.

71 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого переднего колеса.

72 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого переднего колеса.

73 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого заднего колеса.

74 – Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого заднего колеса.

75 – Плохой сигнал от датчика оборотов переднего правого колеса.

76 – Плохой сигнал от датчика оборотов переднего левого колеса.

77 – Плохой сигнал от датчика оборотов заднего правого колеса.

78 – Плохой сигнал от датчика оборотов заднего левого колеса.

79 – Неисправен датчик замедления или его цепи.


Если системы ABS и TRC исправны, следует провести диагностику их датчиков скорости. Для этого надо сделать следующее.

1. Включите зажигание. Лампа «ABS» должна загореться и примерно через 3 секунды погаснуть. Если нет, то следует проверить предохранители, провода и разъемы, целостность лампы.

2. Выключите зажигание. На диагностическом разъеме DLC 1 с помощью вспомогательного провода соедините контакты Е1 и ТS. Поставьте машину на ручной тормоз. Запустите двигатель. Лампа «ABS» должна моргать 4 раза в секунду.

3. Начните движение на автомобиле и разгоните его до скорости более 80 км/ч. Если лампа «ABS» по-прежнему моргает с частотой 4 раза в секунду, то все с датчиками нормально. Если нет, то продолжите проверку.

4. Остановите машину. Удалите перемычку между ТS и Е1. Установите перемычку между контактами Е1 и ТС. Прочтите коды. Если будет более двух кодов, то они будут выдаваться последовательно с интервалом 2,5 секунды (код тип 09).

5. Очистите память.


В заключение описания кодов фирмы «Toyota» следует отметить, что фраза «нет связи» совсем не означает, что где-то оборван провод или не вставлен какой-то разъем. Очень часто связь между блоками осуществляется через какой-нибудь датчик.

Ремонт японского автомобиля

Автор текста: Сергей Корниенко