Особенности метода
Чем больше вызов, тем лучше спринт. В сжатые сроки люди в команде работают гораздо эффективнее. Нехватка времени заставляет чётко фокусироваться на главном и не терять времени зря. Поэтому чем больше и важнее задача, которую вам предстоит решить, тем эффективнее пройдет спринт.
Команда спринта – специалисты из разных областей. В спринте участвуют сотрудники, видение которых на конечный продукт отличается. Поэтому вместе им удается создать более жизнеспособное решение, продуманное со всех сторон. Команда экспертов не только знает много о бизнесе, но и обладает достаточными навыками, чтобы сделать определенный прототип. А спринт – это процесс, который помогает им работать вместе.
Результат спринта – рабочий прототип. Итогом мозговых штурмов обычно становятся абстрактные идеи, которые именно из-за своей абстрактности тяжело реализуются на практике. Результат спринта – реалистичный прототип, который можно потом начинать тестировать на потребителях.
Когда спринт полезен
Спринт позволяет ответить на важные вопросы бизнеса за 5 дней, создав прототип и протестировав его на потребителях, поэтому лучше использовать этот метод в случае:
- Когда ставки высоки, и вы рискует потерять деньги, следуя по неправильному пути.
- Когда приближается дедлайн, и вам нужно показать результат.
- Когда работа застопорилась, и вы хотите сойти с мертвой точки.
Спринт пригодится при выходе на новые рынки, разработке новых продуктов, определении маркетинговых стратегий и т. д. Для стартапов спринт — это возможность:
- Сэкономить деньги.
- Перестать гадать, что же все-таки нужно пользователям.
- Проверить самые рисковые гипотезы с минимальными затратами.
Как понять, что вы готовы к спринту? Спринт хорошо использовать в начале большого проекта или в процессе его выполнения, если вы застряли. В любой ситуации, когда люди начинают спорить о том, что может произойти, пора начинать спринт.
ПОДГОТОВКА
Подбор команды. Спринт-команда состоит из 5-7 человек. Для начала подберите кандидатов на роли, без которых спринт не состоится:
- Вершитель – лидер команды, который отвечает за результат спринта и принимает решение по его итогам. Это может быть директор по продукту или основатель стартапа.
- Координатор (фасилитатор) – ответственный за процесс проведения спринта, следит за временем и направляет команду в нужную сторону.
Теперь набираем остальных членов команды: инженеров, дизайнеров, финансовых специалистов, менеджеров по работе с клиентами, маркетологов, логистов и т. д. Чем более разношерстная получится команда, тем лучше. Ориентируйтесь на фильм «11 друзей Оушена», где у каждого героя есть особые навыки, необходимые для достижения общей цели
.
Выделите время. Жёсткие сроки заставляют чётко фокусироваться на главном и не терять времени зря. Поэтому каждый участник команды должен выделить для спринта полную неделю рабочего времени с понедельника по пятницу, с 10 до 17.
Определите место проведения и подготовьте нужные материалы. Найдите отдельную комнату, где команде будет удобно работать. Перенесите туда две белые доски, подготовьте маркеры, квадратные стикеры для заметок и маленькие круглые для голосования. Также не забудьте организовать воду, перекусы и обед.
Цель: Обеспечить все необходимое для проведения спринта.
НАЧАЛО
Участники: спринт-команда, сотрудники или приглашенные эксперты, которые могут сообщить дополнительную информацию о проблеме.
Инструменты: доска, стикеры, маркеры, таймер.
Цель: собрать как можно больше информации о задаче, чтобы определить цель спринта.
Этапы Для начала представьте участников друг другу, если они не знакомы, и опишите кратко этапы спринта. Объясните, кто у вас будет Координатором, а кто Вершителем, и что это значит. Сообщите команде, что для эффективной работы в комнате запрещается пользоваться гаджетами, если они не требуются для спринта. Теперь, когда все представляют, как будет проходить следующая неделя, можно приступать к работе.
1. Начните с конца. Представьте, что все у вас получилось. Вместе с командой перенеситесь на полгода-год вперед и опишите золотое будущее вашего проекта. Спросите команду, почему мы начинаем этот проект и где хотим быть через год или даже 5 лет. Когда получите четкую картинку, которую разделяют все участники, запишите на доске вашу большую долгосрочную цель. Теперь самое время понизить градус оптимизма. Перечислите и запишите на доске все вопросы и риски, которые могут помешать желаемому будущему. Дайте возможность высказаться каждому члену команды.
Записывайте вопросы на доске в формате: Можем ли мы… Может ли… Есть ли у нас… и т.д. Например, «Можем ли мы доказать клиентам, что мы эксперты в своем деле?», «Есть ли у нас специалисты, которые смогут дать клиенту подробную консультацию?».
Результат этапа: долгосрочная цель и список вопросов.
2. Постройте карту. Нарисуйте схему взаимодействия потребителя с вашим продуктом, услугой или сервисом. На одном конце схемы разместите вашу конечную цель, а на другой – людей, которые нужны, чтобы ее достичь. Чаще всего это Потребители, Покупатели или Пользователи, но могут быть и Продавцы, Поставщики, Подрядчики, Партнеры, Представители, Персонал. Теперь заполните разрыв, описав шаги или этапы взаимодействия на пути к цели. Используйте стрелки, слова и небольшие рисунки. Не старайтесь учесть все подробности, укажите не более 15 ключевых шагов.
Результат этапа: схема взаимодействия с продуктом.
3. Опросите экспертов. Никто из умных людей не знает ответов на все вопросы. Чтобы достичь целей спринта, вам нужно добраться до знаний, которые хранятся в головах людей. Подумайте, какие люди, кроме участников команды, могут вам помочь больше узнать о проблемах и рисках, которые вы описали, или улучшить схему, созданную на предыдущем шаге. Пригласите этих людей, покажите им схему и вопросы и спросите, что они об этом думают. Представьте себя в роли журналистов и задавайте вопросы:
- Как можно ответить на вопросы, которые записаны на доске?
- Можно ли на практике реализовать конкретную задумку?
- Какие ошибки они видят в карте, которую вы создали?
- Как ее можно дополнить?
Важно контролировать время, которое вы тратите на интервью. Ставьте таймер на 30 мин. и старайтесь не выходить из графика.
Результат этапа: улучшенная схема взаимодействия и скорректированные вопросы.
4. Превратите проблемы в возможности («Как мы можем»). Пока эксперты делятся знаниями, команда пытается их осмыслить и превратить в интересные идеи, которые пригодятся в ходе разработки прототипа. Каждая идея пишется на отдельном стикере и начинается словами «Как мы можем…»:
- Как мы можем поощрять людей использовать наше предложение?
- Как мы можем доказать свою экспертность в этой области?
- Как мы можем убедить людей кликать по этой кнопке?
Каждый участник создает 3-5 заметок. Приклейте их на доску и отсортируйте, разместив похожие идеи рядом. Попросите каждого члена команды проголосовать за 2 наиболее интересные идеи. Голосование проходит в тишине, без обсуждений, чтобы исключить социальное влияние группы. Стикеры, которые набрали максимум голосов, перенесите на схему взаимодействия на соответствующие участки. Эти вопросы станут стимулом для креативного мышления команды и помогут настроиться на решение проблемы.
Результат этапа: схема, дополненная возможными точками роста.
5. Выберите цель. Настало время подвести итоги дня. Вершитель изучает собранную информацию и выбирает вопросы и участок на схеме взаимодействия, которые команда будет прорабатывать в ходе спринта.
Результат 1 этапа: сформулированная цель спринта.
Итак, вы продуктивно поработали в первый день спринта и определили цель на следующие четыре дня работы. Дальше команда перейдет к процессу рождения творческих идей, созданию прототипа, его тестированию и так далее. Но есть и другая методика тестирования: Lean Startup, основанная на запуске минимально жизнеспособного продукта (MVP).