Однажды к нам в мастерскую пришла заплаканная женщина и, заламывая руки, начала причитать, что в двух кварталах отсюда у нее сломалась машина: заклинил ключ в замке зажигания. Два автомеханика нагрузившись инструментами, пошли чинить автомобиль. Но инструменты не понадобились. Для того чтобы ключ зажигания начал правильно функционировать, достаточно было лишь покачать руль, т.к. его механизм блокировки и заклинивал ключ в замке зажигания, поскольку колеса были чуть повернуты на неровной дороге. Пожалуй, при неработающем двигателе покачать руль женщине будет сложно, но вполне выполнимо. А чтобы избежать такого заклинивания, вынимайте ключ зажигания из замка тогда, когда передние колеса стоят прямо и спицы руля расположены горизонтально. Кстати, на некоторых модификациях японских автомобилей есть и такая "автоматика": пока селектор переключения передач не будет находиться в положении "Р" и не нажата педаль тормоза, вынуть ключ из замка зажигания невозможно.
Что делать, если ключ замка зажигания оказался запертым в машине? Да, надо иметь запасной, но если его нет? Если вы видели в кино, как металлической линейкой мгновенно открываются двери, то расслабьтесь, у вас так не получится. Во-первых, вы не специалист, во-вторых, это не кино, а в-третьих, у всех современных японских автомобилей в дверях над замками есть защита от такой линейки - маленький такой стальной "козырек".
Первое, что следует предпринять, это попросить владельцев соседних машин отрыть вашу машину их ключами. Если дверной замок уже изношен, то довольно легко к нему можно подобрать ключ от другого автомобиля. Если же это не удастся сделать, то нужно найти кусок проволоки (около 1 м), тряпку и отвертку.
Вам нужно отжать рамку стекла (верх двери). Выбираете дверь, ту, что меньше жалко (не обязательно переднюю), и отверткой ее отгибаете. Конец отвертки, чтобы не поцарапать краску, должен быть обернут тряпкой. Для удобства под отвертку можно поместить какую-нибудь деревяшку и действовать отверткой, как рычагом. Отгибать двери следует или сверху, или сбоку, но как можно ближе к верхней части и не сильно. Только так, чтобы пролезла проволока. Если вы хотите дернуть блокировку, конец проволоки должен быть загнут и заточен. Но, если двигатель работает, т.е. зажигание включено, то чаще оказывается проще опустить стекло. Для этого достаточно концом проволоки ткнуть в кнопку стеклоподъемника.
Небольшое дополнение к предыдущему совету. Часто возникает ситуация, когда машина "захлопнулась", но одна из дверей закрыта "на один щелчок", т. е. не полностью. Да, в этой ситуации через неплотно прикрытую дверь засунуть проволоку и открыть ее изнутри еще проще, но, прежде чем это делать, потихоньку надавите на дверь для того, чтобы прижать ее плотнее, но не захлопывая, и следите за блокирующей кнопкой. Если она начнет приоткрываться, то коленкой резко и сильно надавите на дверцу так, чтобы захлопнуть ее полностью. После этого блокирующая кнопка "выскочит", и блокировка двери снимется. Теперь эту дверь можно будет открыть обычным образом - просто потянув за ручку. К сожалению, у некоторых машин, в отличие от абсолютного большинства моделей фирмы "Toyota", при "дожатии" дверцы блокировка не снимается. Проверьте заранее на своей машине, так это или не так.