Translate

33-летний прогресс в истории российской автомобильной торговле

 Всю историю независимой России легко отследить и, если позволите, проиндексировать по отношению к автомобилям. Сейчас подобрать новый автомобиль можно из любого места прямо в собственном смартфоне, выбрав заодно самые привлекательные программы автокредитования, страхования и многое другое. Но путь к цифровым сервисам был долог и тернист

Со времен СССР, когда автомобили продавали либо в частном порядке за 2-3 цены, либо по распределению «от комитета», сформировался колоссальный отложенный спрос, и как только в 1991 году оковы спали, авторынок РФ забурлил.

Мы с коллегами из «Авто.ру» вспоминаем, как развивался авторынок в стране и к чему мы в итоге пришли.

Начало пути

В Советском Союзе купить автомобиль было очень трудно хотя бы потому, что и предложение было крайне ограничено. Автозаводы не производили достаточного количества машин, и стоимость входа в статус «автолюбителя» была высока: при средней зарплате по стране на уровне 120 рублей в месяц «Жигули» стоили около 4000 рублей, и это – классическая модель вроде 2106, прогрессивные переднеприводные «восьмерки» оценивались ощутимо дороже. Но население, как ни странно, умело копить, одалживать – в общем, находить необходимую сумму. Оставалось разобраться, куда нести сбережения и как их конвертировать в «четыре колеса». В этом-то и состояла главная проблема: немногочисленные государственные автомагазины продавали машины по очереди, в которой можно было «отстоять» несколько лет, да и записаться в нее было непросто.

МИА «Россия сегодня»

Приобретение иномарки и вовсе оставалось уделом избранных – работников дипкорпуса, международной торговли, руководства компартии и прочих слоев элиты. И тем приходилось машины доставать по знакомствам, через посредников и за несусветные для советских граждан суммы с четырьмя нулями. Или за так называемые чеки, но это уже совсем другая история.

Настоящий поток иномарок всех степеней «убитости» хлынул в Россию в самом конце 80-х, когда первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв провозгласил вектор на развитие частного предпринимательства. «Кооператоры» привозили праворульные японские аппараты порой в совершенно неудовлетворительном состоянии, но даже такие развалюхи были в разы престижнее даже вишневых «девяток».

МИА «Россия сегодня»

Открытая торговля новыми моделями американских и других западных марок расцвела в эпоху накопления капитала. У всех на слуху тогда были «новые русские» – чаще всего бандиты, которым деньги жгли карманы. В 90-х открываются сотни первых автосалонов, в которых можно найти как самые новые релизы, так и подержанные. Мало кто сейчас вообще может такое представить, но автосалон работал даже в «Детском мире» на Лубянке (тогда – площадь Дзержинского). Страна разбиралась с приватизацией, обменивала ваучеры на акции «Хопер Инвест», смотрела по телевизору рекламу ЛогоВАЗа и стояла в очередях за колбасой и макаронами по «освобожденным» рыночным ценам, а автопарк страны впитывал все новые и новые партии того, что смогли пригнать из-за рубежа.

Этот, по сути, дикий, первобытный авторынок постепенно вырос до объемов, которыми заинтересовался официальный бизнес на Западе. К концу 90-х в стране начали появляться официальные импортеры, брендовые автосалоны, дававшие гарантию. Банки начали выдавать кредиты, которые, впрочем, стали массовыми не сразу.

МИА «Россия сегодня»

В 90-х сегмент б/у сгруппировал новое явление: авторынки на открытых площадках. Как правило, это были просто расчищенные поля, заставленные автомобилями, сделки проводились неофициально, за наличные. С одной стороны, покупатели имели возможность ознакомиться с широчайшим ассортиментом «живьем», с другой стороны, увы, полуподпольные схемы были часто сопряжены с рисками не только купить что-то недостойное, но и вовсе наткнуться на мошенничество.

Немалая доля частных продавцов, среди которых были и те, кто просто хотел «продать свое» и купить новее, и уже формирующаяся прослойка «перекупщиков», осваивают размещение объявлений как в бесплатных газетах, которые разносили по подъездам в крупных городах, так и в профильных журналах. Но и эта категория рынка была совершенно неконтролируема: весь денежный оборот был наличным, сделки в банках были единичными.

Домен Auto.ru зарегистрирован в 1996 году – эпоху зарождения массового интернета в России. Доступ в сеть в те годы осуществлялся по телефонным линиям, оплата – по карточкам со скретч-кодами.
МИА «Россия сегодня»

Зачатки цивилизации

Настоящий расцвет российского автомобильного бизнеса пришелся на 2000-е годы: официальные дилеры открывали по 2-3 салона чуть ли не ежедневно. Появляются мультибрендовые площадки. Как правило, точки продаж концентрируются на вылетных магистралях и на окраинах самых крупных городов. Основная масса сделок по продаже автомобилей концентрируется в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах-миллионниках, до регионов автомобильный бум пока не доходит.

Банковский сектор развивает кредитование населения. Параллельно в стране открываются заводы иностранных брендов. Отныне купить новую иномарку вполне может не только успешный бизнесмен, но и офисный работник среднего звена.

МИА «Россия сегодня»

«Авто.ру», будучи пионером в области автомобильных классифайдов, постепенно вводит разные степени проверки продавцов. Сайт активно развивается: кроме самих объявлений появляются справочные материалы, свой журнал, служба модерации. К концу 2010-х немалую долю деятельности занимает интернет-реклама от автобизнеса.

В первые годы «миллениума» массово развиваются площадки, созданные по образу и подобию «Авто.ру». Доменные имена делаются похожими, иногда до степени смешения: мало кто сейчас вспомнит, что в конце первого десятилетия XXI века существовала площадка Avto.ru. Успех, правда, был недолог: собственники домена Auto.ru сумели доказать собственные позиции в правовом поле, после чего «клон» был переименован. 

Наше время

Сегодня, чтобы выбрать любой автомобиль, можно даже не вставать с дивана: ремесло автоторговли освоили как частные предприниматели, так и крупные маркетплейсы. Уже можно смело сказать: эпоха наличных расчетов ушла, документы заполняются с электронными подписями, даже ПТС уже переведен в цифровую форму.

Сегодня автодилеры представляют собой серьезный бизнес, который претерпел значительные изменения. И благодаря развитию технологий он продолжает повышать эффективность и уровень сервиса.

aleksandarlittlewolf / Freepik

В «Авто.ру» вовремя увидели этот качественно новый этап развития в отрасли, и ровно год назад, 18 декабря 2023 года, был создан новый бренд – «Авто.ру Бизнес», который объединил технологии «Яндекса», «Авто.ру» и платформы для автобизнеса CM Expert. Новый сервис предоставляет еще больше данных и возможностей для решения бизнес-задач дилеров на всех этапах работы. Например, он позволяет дилерам существенно сократить временные и трудовые затраты на многие процессы.

Технологии «Авто.ру Бизнес» помогут подобрать автомобиль для выкупа и определить вероятность последующей продажи в кредит. Или провести предварительную оценку стоимости и состояния автомобиля, не выезжая из офиса. Также с помощью «Авто.ру Бизнес» можно оценить состояние конкретного автомобиля по фотографиям, определив его комплектацию. А продукт под названием «Умная тактика» поможет определить оптимальную цену продажи, чтобы автомобиль не был продан слишком дешево, но и не стал «токсичным стоком».

prostooleh / Freepik

Даже карточки тех самых объявлений, которые видят пользователи «Авто.ру», могут быть написаны нейросетью «Яндекс GPT», экономя время сотрудников, а интеграция с контекстной рекламой «Яндекс Директ» позволит таргетировать рекламные баннеры по релевантной аудитории.

В общем, справедливо будет сказать, что сегодня автомобиль легко не только купить, но и продать, в том числе и для серьезного бизнеса.

Первоисточник