Начнем с гайки, которая крепит правую ступицу переднего колеса на автомобилях марки Жигули. Эта гайка обладает левой резьбой, что значит, что она закручивается против часовой стрелки и отворачивается по часовой. На её гранях есть метки в виде точек. С левой стороны гайка имеет стандартную резьбу М18×1,5. Важно отметить, что на ВАЗ-2101 в первый раз использовали гайки ступицф, которые не шплинтовались, в отличие от всех других советских автомобилей того времени. Для фиксации гайки её узкий ободок заминали, используя притупленное зубило, в специальные проточки на оси. Это и служило способом закрепления.
Направление витков резьбы совпадает с движением большого пальца руки. Здесь 1 – левая резьба, 2 – правая. Однако почему гайки могли откручиваться при вращении колеса? Дело в том, что самозатяжка может быть более опасной, так как это ведет к заклиниванию подшипников и возможной резкой остановке колес на ходу, что, в свою очередь, приводит к заносу автомобиля. Самоотворачивание же менее проблематично, так как тормозной диск не даст колесу полностью отвалиться — его удержит суппорт.
На многих советских грузовиках тоже использовались гайки с левой резьбой для предотвращения самоотворачивания. Также на некоторых японских автомобилях конца XX века встречалась необходимость применения левой резьбы для крепления шкива коленчатого вала. В этих машинах двигатель располагался слева, а коробка передач — справа, поэтому коленвал вращался против часовой стрелки, глядя со стороны шкива.
Водители автомобиля ГАЗель с двигателем ЗМЗ-406 могут вспомнить, что вентилятор крепится к шкиву водяного насоса с помощью левой резьбы, чтобы избежать самоотворачивания. Левые резьбы также бывают на распорных планках тормозных механизмов задних барабанов. Если задние тормоза дисковые, и механизм стояночного тормоза приводится поршнем рабочего цилиндра, тут также используется левая резьба.
Левые резьбы встречаются и на рулевых тягах автомобилей в том случае, если наконечники съемные: один из них вкручивается в тягу с правой резьбой, а другой — с левой. Эта конструкция необходима для регулировки схождения колес: если вращать центральную часть в одну сторону, оба наконечника закручиваются, а длина тяги укорачивается. При вращении в другую сторону наконечники выкручиваются, и тяга удлиняется.
Левая резьба часто встречается на съемных буксировочных проушинах, где применяется «защита от дурака». Если оригинальная проушина потеряна, её сложно заменить ненадежным рым-болтом с ближайшего строительного рынка. Производитель уверяет, что во время буксировки оригинальная проушина не оторвется, и резьба будет надежной. Таким образом, нестандартные резьбы все еще встречаются в автомобилях, хотя и уступили позиции по сравнению с конструкциями прошлых лет. Главное, что это не снижает качество и безопасность автомобилей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за Ваш комментарий