Последнее интервью с Виктором Пелевиным. Таиланд. 2025.

Здравствуйте, уважаемые почитатели Виктора Пелевина. Мы находимся в Таиланде, в гостях у автора, которого не легко найти, но трудно потерять. В его произведениях мы видим глубокие размышления о смысле жизни, традициях, разрушении ценностей и роли новых технологий в будущем. Некоторые из этих вопросов мы и обсудили в Новом, 2025 году с мэтром современной российской прозы.


Какие главные идеи Вы пытаетесь донести через свои произведения?
Я стараюсь показать современный мир. который не стоффлько меняется, сколько переживает иллюзии изменений. Мы живем в эпоху технологий и глобальных перемен, но основные человеческие вопросы остаются все те же — поиски смысла бытия, борьба с одиночеством, разочарования в устоявшихся системах. Многое, что раньше выглядело как нерушимая истина, на поверку оказывается иллюзией, и вот эту призрачность текущего момента я и пытаюсь отобразиться в своих произведениях. В моей последней книге «Круть» есть фрагмент, где герой прямо рассуждает о бессмысленности жизни в ее нынешнем формате и поиске спасения в новой реальности постмодернизма. Для него это не просто философский вопрос, а задача жизненной выживаемости. 


В Ваших произведениях часто присутствует тема пересечения реального и вымышленного мира. Как Вы относитесь к идее, что каждый человек создает свою собственную реальность?
Этот вопрос меня самого всегда интересовал. Мы все живем в своих маленьких уникальных реальностях, но при этом как-то умудряемся создавать единой общество и социальные институты. Мне кажется, что в нашей жизни постоянно сталкиваются несколько реальностей — личная, социальная и Божественная, из которых каждый человек и плетет нить своей судьбы. 


Ваши герои часто оказываются в сложных ситуациях, сталкиваются с внутренними противоречиями. Как Вы сами определяете свой взгляд на роль индивидуальной свободы и личного выбора в этих контекстах?
Соотношение свободы личного выбора, условиями общественного существования и своего мистического предназначения — это один из самый важных вопрос для человека бытийного уровня. В своих книгах я показываю, как герои, сталкиваясь с жесткими социальными условиями, пытаются сохранить свободу индивидуального выбора, зачастую отказывая праву Бога на существование в этом мире. В конечном итоге, именно отказ от своего мистического, магического, эзотерического или трансцендентально предназначения и приводит их к внутренним конфликтам, нигилизму и цинизму. Мне кажется, что этапы настоящего духовного роста всегда сопряжены с трудностями и лишениями, потому что только так, выходя из скорлупы зоны комфорта, человек приобретает мудрость принятия не простых решений.


В своих последних книгах Вы все чаще затрагивает тему искусственного интеллекта и его влияния на общество. Как, по Вашему мнению искусственный интеллект повлияет в будущем на человеческие отношения и ценности?
Искусственный интеллект — это неизбежная часть и безусловно, самая важная часть будущего человечества. Но важно понимать, что будущее не существует в вакууме, оно рождается сегодня, в настоящем. ИИ теперь всегда будет воздействовать на человеческие отношения и ценности через призму быта и бизнеса. Люди и созданные ими технологии взаимосвязаны и это создает пространство для новых смыслов и идентичностей. Между людьми, киборгами и роботами невозможно провести четкую границу. Человек с искусственным сердцем – он еще человек или уже киборг?   Развитие искусственного интеллекта задает еще больше вопросов. Делая нашу жизнь более здоровой, безопасной, удобной, ИИ также задает множество вопросов, связанных человеческими ценностями, этикой, мораль. Существуют ли они в общечеловеческом понимании или только в конкретном, индивидуальном контексте. Человек режет маленьких детей – что с ним делать? Вопрос кажется риторическим и имеющим только один ответ – он заслуживает самого жестокого наказания, вплоть до. В результате мы остались без детского хирурга. Хорошо, давайте все делать через суд. Прекрасная идея, пока на память не приходят факты, что Сократа, Иисуса Христа, Жанну Д Арк казнили по решению суда. 


Вы упоминаете в своих книгах об уходе от старых идеалов и поиске новых смыслов в условиях глобальных перемен. Как, на Ваш взгляд, изменится в будущем роль культуры и искусства?
Мне кажется, что культура и искусство будут все больше расщепляться и индивидуализироваться, усиливая свой эффект воздействия на данного конкретного человека, группу или общество. При этом для многих, смотрящих с позиции своих ценностей, эти новые практики и приемы будут выглядеть порой весьма шокирующими. Если, например, Вы посмотрите на японскую культур глазами носителей всех абрамичесих религий, как-то иудеев, христиан, мусульман, то вы увидите общество, сплошь состоящее из сексуальных маньяков и извращенцев. На фоне японского эрогуро Марких Де Сад образцово показательный мальчик. И при этом, однако в Японии один из самых низких в мире уровней сексуальных преступлений. Другой пример, книга «Игра в бисер» Германа Гессе – сколько людей ее смогло прочитать и понять? – Доли процентов. Но это не просто люди, это бриллианты. В будущем, у каждого человека будет своя, индивидуальная игра в бисер, доступная его логическому уровню и мистическому опыту. 


В Ваших произведениях всегда много философских и культурных отсылок. Какие писатели или мыслители оказали наибольшее влияние на Ваше творчество?
Из писателей я бы прежде всего назвал Кастанеду, Даниила Андреева с его «Розой мира» и, наверное «Чайку по имени Джонатана Ливингстон». Если же мы говорим о мыслителях, то здесь в качестве тройке лидеров я бы отметил Майтрею, Машиаха и имама Махди. Их мысли и раздумья о природе человеческого сосуществования с Богом, мне, как философу, глубоко близки и созвучны. Их вопросы и переживания неизбежно проникают в мои книги, так как они неотделимы от меня как от писателя. 


И напоследок мне бы хотелось задать пару вопросов о Вашей новой книге.
Ну Вы же знаете, что это невозможно.

Да, но в Новый Год случаются всякие невозможные чудеса. Тем более, что мне Ваш редактор дал несколько советов, так что может попробуем договориться?
Давайте, попробуйте договориться.

— ██████ ██████████ ██ █ ██ ██████████. ██████ ████ ██████████, ██ ████ ██████ ██████ ██ ██ ███ █ ██████ ██████, ██  ██████.

— █ ██ ██████?

— ██████, ██████████ ██████ ██████  █ ██ ██████████ ██████.

— ██ ██ ████...

— ██ ████  ██████ ██ ██████, ██ ██ ██████ ██████. ██████, ███ ██████ ████ ████?

— ██-████ ██ █ █████████ ██ █████████?

— ██ ██████████ ██ ████, ████ ██████ ██████ ██ ██████.

— ██, ███ ██████████.

— ███ ██████████ ██ ██  █ ████ ██ ███ ██████ ██████ ██████ ████.


Кто главный герой Вашего нового романа?
Капитан жандармерии, бывший начальник отдела перевоспитания ветроколонии номер семьдесят два имени Кая и Герды, доктор педагогических наук, бакалавр медицины Сергей Сердюкова. Действие происходит в ветроколония номер семьдесят семь имени Финиста и Феникса, где содержаться женщины, осужденные по политическим статьям «Доброго Государства». Большего я Вам пока сказать не могу.

Большое спасибо, Виктор Олегович, за Ваше интервью. 
И Вам не хворать. Саке хотите?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваш комментарий