Мини-автомобили (Kei-jidosha) - это японский класс миниатюрных автомобилей, с следующими характеристиками:
- объем двигателя не более 0,66 литра,
- мощность до 64 лошадиных сил,
- длина не более 3,4 метра
- ширина не более 1,5 метра
- четыре посадочных места
Для сравнения, немецкий седан Smart Forfour имеют длину 3,5 метра, а ВАЗ-1111 "Ока" - 3,2 метра. Таким автомобилям в Японии предоставляются различные налоговые и парковочные льготы. При покупке на них снижен акциз, а в некоторых регионах кейкары можно приобрести без подтверждения наличия места для парковки.
В Японии каждая модель предлагается в различных вариантах дизайна. Дорогие модели часто имеют приставку "Custom" в названии. Основной выбор двигателей - это атмосферные бензиновые двигатели, либо турбонаддувом. В ранних поколениях кейкаров встречались гидроавтоматические и механические коробки передач. В современных моделях применяются только вариаторы. Большинство моделей имеет версию с полным приводом, а у некоторых есть гибридная версия.
Чтобы не изобретать велосипед дважды, компании заимствуют друг у друга готовые шасси и сочетания мотор-коробка. Так, Toyota творчески обменивается с дочерней Daihatsu, Nissan с Mitsubishi (кей-кары выпускает совместное предприятие), а все микровэны Mazda изготавливает Suzuki. Это полезно знать при поиске запчастей: у некоторых моделей каталоги есть только на японском языке, но могут найтись доступные пониманию у клонов.
Преимущества кейкаров
Прежде всего, это полноценные комфортные автомобили, произведенные по высоким японским стандартам качества и безопасности. Среди множества актуальных моделей очень сложно найти очень ломкую, хотя Honda и Toyota традиционно считаются самыми надежными. Также большинство кейкаров имеет хорошо продуманный салон, где можно перегородить место для перевозки груза.
Селектор коробки на панели – норма. Между передними сиденьями кей-каров, как правило, нет ниши – выглядит как единый «диван» с выдвижным подлокотником. Сиденье пассажира можно сдвинуть, сложить или демонтировать. Задний ряд также двигается вперед-назад в большом диапазоне – каждая секция отдельно. От их расположения зависит доступный объем пространства для багажа. Постепенно отошли от запаски и ниши для нее – у свежих моделей только ремкомплект.
Большим плюсом кейкаров является их невысокая цена.
Недостатки кейкаров
На Дальнем Востоке автомобили с правым рулем являются основным видом транспорта, и мини-автомобили широко используются в такси. Однако чем дальше на запад, тем праворульные автомобили встречаются реже, вследствие чего не каждый сервисный центр может осуществить ремонт трехцилиндровых двигателей, и не всегда можно найти необходимые запчасти в магазинах - их нужно заказывать и ожидать поставку.
То есть существует вероятность, что ремонт автомобиля может занять много времени. Некоторые узлы могут выйти из строя в интервале между 50 000 и 80 000 километров. В зоне риска находятся двигатели с турбонаддувом (турбокомпрессоры часто ломаются достаточно рано). К 100 000 километрам требуется вмешательство в подвеску, которая у кейкаров короткого хода и жесткая, что приводит к быстрому износу подшипников и резинотехники.
В холодную погоду сложно быстро подогреть салон - обогреватели у кейкаров слабые, и теплоноситель нагревается около полчаса. Поэтому радиаторы часто утепляют зимой. Обычно обогреватели ограничены только сиденьем водителя и зеркалами.
Багажное пространство составляет около 200 литров, зазор под автомобилем составляет приблизительно 140-150 мм, и при загрузке автомобиль сильно проседает.
Список кейкаров
(смотреть фотографии - переход по ссылке):
- Кроссоверы: Daihatsu Taft; Daihatsu Terios Kid; Mitsubishi Pajero Mini;
- Минивэны: Daihatsu Move Canbus; Daihatsu Wake; Mazda Scrum; Mitsubishi ek Custom; Mitsubishi Ek Space; Suzuki Palette; Nissan Clipper Rio; Subaru Chiffon; Suzuki MR Wagon;
- Родстеры: Daihatsu Copen; Honda S660;
- Хэтчбеки
- Daihatsu Coo; Daihatsu Esse; Daihatsu Mira; Daihatsu Mira Es; Daihatsu Mira Tocot; Daihatsu Move; Daihatsu Move Conte; Daihatsu Sonica; .
- Honda Zest; Honda N-Box; Honda N One;
- Mitsubishi Ek X; Mitsubishi Minica; Mitsubishi Ek Sports; Mitsubishi Toppo
- Mazda Flair; Mazda Carol
- Subaru Lucra, Subaru Stella, Subaru Pleo, Subaru R2
- Suzuki Alto Lapin; Suzuki Kei; Suzuki Alto;
Популярные в России модели кейкаров
- Daihatsu Tanto Третье поколение выпускали до 2019 года. Цена: от 750 тысяч рублей.
- Honda N‑WGN С 2017 года – самый продаваемый в Японии кей-кар. Первое поколение выпускали до 2019 года, цена пятилетних машин – от 850 тысяч рублей.
- Mitsubishi eK Wagon Третье поколение eK Wagon/eK Custom выпускали до 2019 года, цена машин последних лет – от 750 тысяч рублей.
- Nissan Dayz / Nissan Dayz Roox Технический клон Mitsubishi eK Wagon – шасси, главные агрегаты и общая инженерия идентичны. Dayz больше похож на хэтчбек, версия Dayz Roox – классический угловатый «вагончик».
- Suzuki Spacia Второе поколение выпускают с 2017 года.
- Toyota Roomy Несколько лет входил в пятерку самых продаваемых в Японии моделей среди всех категорий. Цена машин 2018 года – от 1 млн рублей.